Трубопроводная арматура — устройства, детали и другие конструктивные элементы (клапаны, выключатели, краны и т.п.) не входящие в состав основного оборудования, но обеспечивающие его работу. По принадлежности различают арматуру трубопроводную, машинную, котельную, электротехническую и т. д.
Судовая трубопроводная арматура выполняет следующие функции: обеспечивает перекрытие потоков жидкостей или газов на определенных участках трубопроводов и изменение одного или нескольких параметров потока.
Типы судовой трубопроводной арматуры различаются по способу перемещения запорного органа: клапаны, захлопки, клинкеты (клинкетные задвижки), золотники, краны, заслонки.
По назначению трубопроводная судовая арматура делится на запорную судовую арматуру, регулирующую судовую арматуру, предохранительную и контрольную.
Наиболее характерной для судовых условий является забортная арматура. Управление арматурой осуществляется посредством приводов. Существует ручное, дистанционное и автоматическое управление запорной арматурой. Ручное управление используется в случаях, когда перекрытие потока совершается как запасной или резервный режим, а также при ремонте систем и трубопроводов или в аварийных ситуациях. В труднодоступных местах используется дистанционное управление из смежных помещений. В этом случае человек лишь подает сигнал в систему дистанционного управления и проверяет ее исполнение соответствующим механизмом.
В отличии от общепромышленной трубопроводной арматуры где применяется в основном чугун и чугунные сплавы или нержавеющая сталь, в судостроении применяется более пригодные для враждебной морской среды материалы, такие как бронза и латунь, с особыми примесями или титановый сплав. Последний чаще всего устанавливают на военные суда и подводные лодки, которым необходима легкость применяемых материалов. В следствии применения более высококачественных сплавов, Российская арматура для судостроения считается лучшей в мире.